Академику Журавлёву Анатолию Лактионовичу - 75 лет!

09.06.2023

Юбилей академика Журавлёва Анатолия Лактионовича


Академик
Журавлёв Анатолий Лактионович

Академик Журавлёв Анатолий Лактионович

Анатолий Лактионович Журавлёв родился 9 июня 1948 года в селе Новые Ключи Петровского района Куйбышевской области. Сюда во время войны в 1942 году попал после тяжелого ранения и госпиталя его отец, получивший в тот период инвалидность I группы. В 1944 году там образовалась семья.

В 1967 году А.Л. Журавлёв окончил с красным дипломом Гомельский машиностроительный техникум по отделению «Обработка металлов резанием». В 1972 году окончил с отличием факультет психологии Ленинградского госуниверситета. В 1972-1974 гг. — ассистент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета. В 1973 году поступил на заочное, через год перевелся на очное отделение аспирантуры Института психологии АН СССР. Далее — в Институте психологии АН СССР/РАН: в 1976-1981 гг. — младший научный сотрудник, в 1981-1986 гг. — старший научный сотрудник, в 1986-1987 гг. — ведущий научный сотрудник, в 1987-2016 гг. — заведующий лабораторией социальной (позднее — социальной и экономической) психологии, в 2000-2002 гг. — зам. директора по науке, в 2002-2018 гг. — директор Института. С 2018 года — научный руководитель Института, заведующий лабораторией истории психологии и исторической психологии, руководитель научного направления «Социальная, экономическая и политическая психология».

Руководитель двух организованных им кафедр: социальной психологии (с 1994 г. по н/вр.) в Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН) и с 1994 по 2021 год — социальной и этнической психологии на факультете психологии Московского гуманитарного университета (МосГУ), с 2003 года — декан факультета психологии ГАУГН.

Член-корреспондент РАН с 2008 года, академик РАН с 2016 года — Отделение общественных наук РАН.

А.Л. Журавлёв — один из крупнейших российских психологов, известный в нашей стране и за рубежом специалист в области социальной и организационной психологии. Внес весомый вклад в становление в нашей стране экономической психологии. Исследования А.Л. Журавлёва посвящены проблемам психологии личности, труда и управления в современном российском обществе. Им изучались психологические особенности деятельности и личности разных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическими явлениями. Проанализированы многие психологические феномены трудовых групп: социально-психологический климат, адаптация молодых членов коллектива, их профессиональный и личностный рост и др. Сформулированы психологические концепции совместной деятельности и коллективного субъекта. Под его руководством реализован ряд крупных научных проектов. А.Л. Журавлёв — организатор научной деятельности, руководитель ряда перспективных исследовательских направлений.

В 2016 году впервые в истории отечественной науки в перечень специальностей, представляемых академиками, включена психология — первым академиком РАН по психологии стал А.Л. Журавлёв. Он — академик Российской академии образования также с 2016 года.

В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию «Стиль и эффективность руководства производственным коллективом», в 1999 году защитил докторскую диссертацию «Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений», профессор с 2001 года.

Ученик Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Ф. Рубахина, Е.В. Шороховой.

Научные интересы и сферы научной деятельности А.Л. Журавлёва концентрировались в социальной, организационной и экономической психологии, психологии личности, труда и управления. В 1970-е годы А.Л. Журавлёв занимался психологическими проблемами управления трудовыми коллективами, в 1980-е годы — психологией совместной деятельности трудовых коллективов, в 1990-е годы — анализом социально-психологической динамики личности и малых групп в изменяющемся российском обществе. В 2000-2010-е годы — методологией психологии, психологией нравственности и психологией коллективного субъекта, в последние 5 лет — наукометрией в психологии, историей психологии и исторической психологией. Большая часть его профессиональной биографии — это методические разработки и конкретные исследования.

Основные научные результаты А.Л. Журавлёва:

— разработана психологическая концепция управленческого взаимодействия, предложена модель феномена стиля руководства трудовым коллективом, включающая основные компоненты стиля руководства и его психологические типы;

— сформулированы концептуальные представления о совместной деятельности, выделены отличительные ее признаки и формы организации, разработана психологическая структура совместной деятельности, построена ее типология, исследовано влияние ее типов на психологию трудового коллектива;

— предложены универсальные критерии становления прикладных отраслей психологии (на примере психологии управления и экономической психологии); выделены основные направления развития психологической науки и психологической практики на ближайший исторический период.

А.Л. Журавлёв разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства (1979 г.), получивший многочисленные модификации в работах других специалистов, с целью их практического применения для психологической диагностики руководителей сельскохозяйственных, научных, воинских и других коллективов.

В 1980-е гг. основным предметом научных исследований А.Л. Журавлёва являлись психологические феномены трудовой деятельности первичных коллективов промышленных предприятий г. Москвы. Он разработал психологическую концепцию совместной деятельности и ее коллективного субъекта, что в дальнейшем способствовало разработке системного подхода в рамках социальной, экономической и организационной психологии. Разработал оригинальный подход в области психодиагностики стиля руководства и управления социально-психологическим климатом. Полученные в ходе этих исследований результаты были представлены в коллективной (в соавторстве с П.Н. Шихиревым, Е.В. Шороховой и другими) монографии «Совместная деятельность: Методология, теория, практика (1988).

А.Л. Журавлёв уделял большое внимание внедрению полученных в исследованиях результатов в реальную практику управления на промышленных предприятиях, в течение ряда лет читал курс психологии руководства в Институте управления народным хозяйством при Совете министров СССР, в котором проходили подготовку в области управления министры и их заместители, начальники главков, управлений и отделов министерств, генеральные директора крупных производственных предприятий и научно-производственных объединений.

А.Л. Журавлёв решал важную теоретическую задачу — структурирование психологии управления как отрасли психологической науки. Им была представлена оригинальная авторская структура, которую потом поддержали многие известные отечественные исследователи и которая позднее вошла в различные учебные пособия для подготовки профессиональных управленцев, а позже и профессиональных психологов.

Возглавляя лабораторию социальной и экономической психологии ИП РАН (в 1987-2016 гг.), А.Л. Журавлёв реализовал ряд крупных научных проектов, посвященных изучению динамики социальной психологии личности и группы в изменяющемся российском обществе, исследованию процессов становления новых социальных групп, например нового российского предпринимательства, среднего класса, анализу социально-психологических механизмов адаптации человека в условиях проживания на радиоактивно загрязненных территориях в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

А.Л. Журавлёв проявил интерес к исследованиям исполнительской деятельности как условной альтернативе управленческой деятельности. Эти две составляющие включаются в психологию управленческого взаимодействия, в котором интегрируются исполнительский и управленческий виды деятельности. Тщательно изучал психологические компоненты исполнительской деятельности, ее целостную структуру, типы личности исполнителей.

Исследуя самоопределение в контексте более широкой проблемы «самости», А.Л. Журавлёв подчеркивает, что именно в феномене «самости» наиболее ярко проявляются субъектные характеристики личности и группы, действенное начало в человеке, во многом определяющие особенности его действий и поступков, отношений и общения, деятельности и поведения в целом. Под научным руководством А.Л. Журавлёва развернуты крупные исследования группового (или коллективного) субъекта, причем субъектные свойства выявляются на группах принципиально разного объема (численности): от диад и первичных трудовых коллективов до больших социальных групп студентов, наемных работников, безработных, предпринимателей, управленцев и др. Результаты исследований инициируют процесс переориентации и современной практической психологии: от основных задач исправления, коррекции, профилактики, предупреждения и т.п. различных недостатков, отклонений и аномалий она должна переходить к постановке и решению задач стимулирования, развития жизнедеятельности людей, реализации имеющихся у человека позитивных качеств, достоинств и добродетелей, выявления потенциалов и ресурсов.

В 1990-е годы А.Л. Журавлёв специально исследовал динамику социальной психологии личности и психологии группы в условиях радикальных экономических изменений в российском обществе, или экономических трансформаций. Под его научным руководством были проведены исследования социально-психологических закономерностей становления и развития российских предпринимателей, полученные результаты обобщены в совместных с В.П. Позняковым трудах «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия» (1995), «Социальная психология российского предпринимательства: концепция психологических отношений» (2012) и др.

В коллективной монографии «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений» (1998) на большом фактологическом материале раскрыты разные формы изменений ценностных ориентаций личности и социальных представлений об экономических явлениях, впервые в отечественной психологии отношения к собственности стали предметом специальных эмпирических исследований, обнаружены изменения и других групповых психологических феноменов. Были достоверно установлены некоторые параллели в динамике социальной психологии личности и группы в российском обществе в 1990-е годы и в период НЭПа в 1920-х годах.

Результаты экономико-психологических исследований, выполненных при непосредственном участии А.Л. Журавлёва и под его научным руководством, были представлены в двухтомном коллективном труде «Проблемы экономической психологии» (2004, 2005). Раскрыты новые научные направления — такие, как нравственно-психологическая регуляция экономической активности личности и социальной группы, экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта в новой социально-экономической среде и др.

В последние примерно 15 лет научные интересы А.Л. Журавлёва смещаются в важнейшие области методологии и теории психологии, в сферу изучения закономерностей развития современных психологических исследований. При его непосредственном участии проводятся оригинальные исследования по психологии отдельных социальных явлений и общества в целом. Выполнены циклы работ по психологии нравственности, проявления коррупции, распространения терроризма, социально-психологическим проблемам города, ведется изучение процессов, имеющих глобальный характер. Большое внимание уделяется методологическим аспектам науки: соотношению фундаментальных и прикладных направлений, исследовательской и практической психологии, проблеме прогресса психологического знания, категориальному строю современной психологии и т.д.

А.Л. Журавлёва интересует сложная область — психология массовых явлений, которая в мире слабо разработана вследствие стихийности и неуправляемости процессов, сложности моделирования и использования эксперимента. В последние годы он посвятил множество трудов истории психологии: реализовал персонологический подход к анализу жизненного пути и научного творчества крупных психологов, прежде всего своих учителей — Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, А.В. Брушлинского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, В.Ф. Рубахина, Е.В. Шороховой и др.

А.Л. Журавлёв — в рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2007-2013) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2023).

С 2002 до 2018 года А.Л. Журавлёв — директор Института психологии РАН. Это был очень сложный для отечественной академической науки период с крайне слабым финансированием фундаментальных исследований, реструктуризацией РАН, сокращением числа академических учреждений и численного состава их сотрудников. Во многом благодаря работе возглавляемого им Ученого совета ИП РАН и его личным усилиям удалось сохранить Институт и добиться дальнейшего научного развития его коллектива. Еще в начале 1990-х гг. при Институте было создано высшее учебное заведение — Высший психологический колледж, который был потом преобразован в Высшую школу психологии при ИП РАН, которая функционирует в качестве факультета ГАУГН. И с 1993-го года в Институте молодежи (ныне — Московский гуманитарный университет) был создан факультет психологии — идея была в том, чтобы объединить усилия учреждений — Института молодежи и Института психологии РАН — в формировании этого факультета. А.Л. Журавлёв участвовал в этих процессах с самого начала, организовал кафедру социальной и этнической психологии, пригласил туда специалистов из лаборатории ИП РАН. Так создали кафедру-лабораторию. Возможности МосГУ оказались большими для реализации идеи интеграции науки и высшего образования — от сотрудничества выиграли все. Сегодня в ИП РАН есть «свой» факультет психологии в Государственном академическом университете гуманитарных наук — он базируется в пространстве Института. Сотрудничество продолжается и развивается, приобретает новое содержание и формы.

За те годы, что А.Л. Журавлёв возглавлял Институт, он сохранился крупным и фундаментальным научным учреждением, известным своими результатами исследований во всем мире.

Из интервью А.Л. Журавлёва: «Психология находится в центре всей современной системы наук. Психология выходит на взаимодействие с научными направлениями, связанными и с естественными науками, и с социальными, общественными науками, и с гуманитарными науками, и с техническими науками, включая математику и философию. Рождаются: клиническая психология, инженерная психология, психология труда, эволюционная психология, биопсихология, социальная психология и т. д. И ХХ век показал — за сто лет принципиально это положение психологии в системе наук не изменилось. Система, безусловно, меняется, а место психологической науки в этой системе сохраняется прежним. Это никогда не позволит психологии быть закрытой наукой».

А.Л. Журавлёвым подготовлено 25 кандидатов и 8 докторов психологических наук, которыми, в свою очередь, подготовлено 27 кандидатов наук, что свидетельствует об активном развитии научной школы в области социальной и экономической психологии, психологии труда и управления.

Он автор более 900 различных публикаций, из которых свыше 20 авторских и коллективных монографий; был ответственным редактором 75 научных трудов. Его работы посвящены проблемам методологии и истории психологии, наукометрии в психологии, социальной, организационной и экономической психологии, психологии нравственности, психологии личности, труда и управления в современном российском обществе. Специалистам широко известны его труды, написанные индивидуально или в соавторстве: «Нравственно-психологическая регуляция экономической активности», «Психология управленческого взаимодействия», «Психология совместной деятельности», «Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования», «Социальная психология» (учебное пособие для вузов), «Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом», «Психология и управление», «Совместная деятельность: теория, методология, практика», «Служба социального развития предприятия», «Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия», «Социально-психологическое пространство личности», «Психология массового сознания и поведения», «Образ Петра I в обыденном и научном сознании: анализ социальных сетей и научных источников», «Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений» и др. Ответственный редактор и один из авторов издания: «Проблемы экономической психологии». Т. 1, 2004; Т. 2, 2005.

Главный редактор «Психологического журнала» РАН и электронного журнала «Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология», член редколлегий и редсоветов журналов «Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда», «Новое в психолого-педагогических исследованиях», «Национальный психологический журнал» при МГУ им. М.В. Ломоносова, «Российский психологический журнал», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика», «Психология и психотехника», «Психолог», «Психология. Экономика. Право», «Знание. Понимание. Умение» при МосГУ, «Экспериментальная психология» при МГППУ, «Личность. Культура. Общество» при ИФ РАН, Южно-российский журнал социальных наук «Человек. Сообщество. Управление» при КубГУ, «Ярославский психологический вестник», «Научный поиск», «Социальный психолог», «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки». Член редсовета журнальной серии «Социальный психолог».

С 2012 года член Бюро Отделения общественных наук РАН, член Научного совета при Отделении общественных наук РАН по изучению динамических явлений в современном российском обществе, член экспертных комиссий РАН по присуждению медали имени М.М. Сперанского (в области права), премий им. М.М. Ковалевского (в области социологии) и С.Л. Рубинштейна (в области психологии).

Председатель специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте психологии РАН (2000 – по н/вр.) и при МосГУ (2003-2015).

Член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (2003-2014).

Член Президиума Российского психологического общества, вице-президент Федерации психологов образования России, член Президиума научно-методического совета по психологии учебно-методических объединений университетов РФ.

Награжден премией имени С.Л. Рубинштейна РАН — за серию научных работ по единой тематике развития личности профессионала в индивидуальной и совместной деятельности (2005), медалью имени Л.С. Выготского Российской академии образования (2018).

Ему вручены: государственные медали «За трудовое отличие», «В память 850-летия Москвы», знак «Почетный работник Высшего профессионального образования РФ», медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки», медаль Н.Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке», орден «Служение и Честь» МосГУ, медаль «Человеческий фактор» Международной академии психологических наук и Межрегиональной эргономической ассоциации, «Почетный знак им. В.М. Бехтерева» за выдающиеся заслуги в области теоретической и экспериментальной психологии Казанского госуниверситета, удостоен Почетного знака «К 100-летию Психологического института РАО: 1912-2012», Памятного знака и диплома Федерации психологов образования России «За большой вклад в развитие Психологической службы» и др.

Решением большого жюри Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» признан победителем в номинации «Личный вклад в становление единого профессионального психологического сообщества России» (2007 г.)

Награжден орденом «Творец эпохи» (в номинации «Подвижник науки») Института культуры мира ЮНЕСКО и Международной гуманитарной академии «Европа-Азия» (2007).

В 2006 году А.Л. Журавлёву выдан Сертификат (Швейцария): его биография опубликована в энциклопедии «Who is Who в России».

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024