http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=edf54e30-95ee-4ab6-a99c-0225cfd8b011&print=1
© 2024 Российская академия наук

1 декабря 2005 г. Запрограммируем будущее?

01.12.2005



Запрограммируем будущее?

Как наладить в Черноголовском научном центре РАН серьезную, системную работу со школьниками, ориентирующую их на научно-исследовательскую деятельность? Этот вопрос местные профсоюзые комитеты Московской региональной организации Профсоюза РАН подняли на круглом столе "Профильный летний лагерь как значимый элемент системы формирования научного мировоззрения школьников". 

В дискуссии приняли участие представители муниципальных структур, Президиума и НЦЧ РАН, профсоюзных организаций академических институтов, школ и учреждений дополнительного образования Черноголовки, а также гости из Нижнего Новгорода и руководители Профсоюза РАН. органична для Научного центра, какой интерес вызывает у ребят, чьи родители и деды в течение нескольких десятилетий съезжались в Черноголовку из разных уголков страны, чтобы заниматься здесь фундаментальной наукой. И хотя нынешнее время диктует молодежи новые установки, от генетики не уйдешь.

Жаль только, что лето кончается - и работа по большинству исследовательских направлений замирает. Некоторые энтузиасты-руководители какое-то время ведут свои курсы на базе муниципального Центра дополнительного образования "Импульс", но, в конце концов, все равно бросают. И дело не столько в скудном финансировании этой деятельности, сколько в полном отсутствии интереса к ней со стороны Научного центра, а значит - в невозможности получить организационную поддержку и подключить к работе с детьми интеллектуальные и материально-технические ресурсы академических институтов.
дополнительного образования, школы), способствующие приобщению детей к науке, есть люди, готовые передавать юной смене свои знания и развивать ее познавательную активность, есть, наконец, потенциальный заказчик - институты РАН, которым нужна молодая поросль. Однако поступательного движения в этом важном для Научного центра направлении не наблюдается: собираемые по крохам ресурсы распыляются, полезные инициативы одна за другой умирают.

О том, сколько интересных научно-образовательных направлений возникло и разрушилось в Черноголовке, не встретив необходимой поддержки, говорили участники круглого стола. Педагог Андреева и директор школы Соколова Р.П. рассказали о том, что «классы МГУ»,  былая гордость Черноголовки, где собирались наиболее одаренные в науках дети и где преподавали сотрудники Академии, сегодня не имеют поддержки и находятся на грани вымирания.

И.И. Доценко, руководитель клуба "Эврика", поделилась опытом организации «Молодежной научно-исследовательской лаборатории», в рамках которой проводилась практика старшеклассников в институтах НЦЧ РАН. Увы, эта работа оказалась не нужна Научному центру: Молодежной лаборатории, несмотря на многочисленные просьбы, не выделили даже помещения. Примеров  такого рода было приведено немало.

Все выступавшие отметили, что регулярную поддержку своей деятельности встречали только со стороны Объединенной профсоюзной организации НЦЧ РАН.  Организуя оздоровительные лагеря, ОПО аккумулирует средства ФСС, МФП, РАН и правильно выстраивает приоритеты, что дает возможность поддерживать многие полезные начинания в городе. Однако, как заявила заместитель председателя   Объединенного профкома Л.В. Ковалева, пришла пора двигаться вперед и ставить перед собой более серьезные задачи - в частности, возвращаясь к теме Круглого стола - сделать профильный летний лагерь значимым, но не единственным элементом системы формирования научного мировоззрения школьников.

Замечательный опыт такой деятельности имеется в академической профорганизации  Нижнего Новгорода. Мы уже не раз писали в "НС" о Научно-образовательном центре, созданном при Институте прикладной физики (ИПФ) РАН, составной частью которого является детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Выслушав рассказ руководителей лагеря им. Талалушкина Елены и Александра Ермилиных о впечатляющих результатах работы с детьми в каникулы по интересным для них научным направлениям, черноголовские педагоги пришли к выводу, что такую же систему можно выстроить и в Черноголовке. Чтобы это осуществилось, не хватает самого главного - заинтересованности градообразующих академических структур, которые сегодня считают образование не своим делом.   

Между тем, в поддержку активно продвигаемых сегодня Правительством идей интеграции науки и образования в Госдуме готовятся соответствующие законодательные новации. А Академия наук вот уже три года подряд находит возможность для поддержки материальной базы детских лагерей, в которых реализуются научно-образовательные программы. Работает в РАН и Молодежная комиссия, возглавляемая академиком В.В. Козловым. Как известно, на встрече 17 августа Президент РФ, отметил необходимость радикального увеличения поддержки молодежных научных школ (а именно таким образом надо позиционировать научно-образовательные усилия энтузиастов, приобщающих ребят к научно-техническому творчеству) и дал своим подчиненным соответствующие поручения. Профсоюз РАН, со своей стороны,  мог бы способствовать развитию такой деятельности на уровне Академии, если бы с мест поступали подкрепленные соответствующими программами предложения, - отметила президент Профсоюза Т.Л. Рослякова.


Участники круглого стола пришли  к выводу: Черноголовскому НЦ насущно необходима комплексная научно-образовательная программа, включенная в общий контекст местных проблем. Имеющиеся наработки послужат прекрасной стартовой площадкой в будущее. А помочь в налаживании взаимодействия образовательных и научных структур выразили готовность представители профкомов академических институтов. "НС", со своей стороны, будет следить за развитием событий и освещать успехи коллег.

Надежда ВОЛЧКОВА