http://www.ras.ru/presidium/documents/directionsp.aspx?ID=2a2cd6c2-28a4-43db-91a7-a807da0d d9ba&print=1
© 2024 Российская академия наук

№ 10104-653 от 23.09.2008

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ПРЕЗИДИУМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

Об утверждении Порядка формирования Программ фундаментальных иссле­дований Президиума РАН


     1. В целях систематизации работ по программам фундаментальных исследований РАН утвердить Порядок формирования Программ фундаментальных исследований Президиума РАН (приложение).

     2. Считать утратившим силу распоряжение Президиума РАН от 29 марта 2005 г. № 10104-243 «Об утверждении Порядка формирования Программ фундаментальных исследований РАН».

     3 Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента РАН академика Месяца Г.А.


Президент
Российской академии наук
академик Ю.С. Осипов


             Приложение
к распоряжению Президиума РАН
от 23 сентября 2008 г. № 10104-653

 

ПОРЯДОК
формирования Программ фундаментальных исследований
Президиума РАН

 

     Программы фундаментальных исследований Президиума РАН формируются на основе Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг. , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р, проводимых научными учреждениями РАН с целью концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов учреждений РАН на приоритетных направлениях фундаментальных исследований, в которых РАН занимает лидирующие позиции в мире и результаты которых могут оказать существенное влияние на темпы инновационного процесса в России.

1. Порядок формирования Программ фундаментальных
исследований Президиума РАН

     1.1. Программы фундаментальных исследований Президиума РАН (далее - Программы) представляют собой совокупность работ, выполняемых научными учреждениями одного или нескольких отделений РАН, направленных на решение фундаментальной проблемы.

     1.2. Формирование Программ осуществляется в строгом соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг. с учетом постановления Президиума РАН «Об утверждении плана финансирования научных учреждений и других бюджетополучателей РАН» на соответствующий год с учетом средств, выделяемых для их реализации в сроки, определенные данным постановлением.

     1.3. Конкурсный отбор Программ осуществляет Комиссия Президиума РАН по формированию перечня программ фундаментальных исследований РАН (далее - Комиссия), утверждаемая постановлением Президиума РАН.

     Отбор Программ, предложенных отделениями РАН, членами РАН, осуществляется на основе анализа научного уровня результатов проведенных ранее исследований, соответствия их мировому уровню, соответствия кадрового состава и материально-технической базы учреждений РАН для решения поставленных задач.
     Срок действия Программ не может превышать трех лет.
     Предложения по формированию новых Программ на следующий год представляются в Комиссию до 15 октября текущего года. Комиссия готовит предложения Президиуму РАН по объемам финансирования данных Программ.

     1.4. Руководство Программой осуществляет координатор.

     1.5. По представлению Комиссии Президиум РАН постановлением утверждает перечень Программ, их координаторов и объемы финансирования на текущий год, исходя из общего объема финансирования, утвержденного Президиумом РАН на Программы фундаментальных исследований. Координаторы Программ не могут входить в состав Комиссии. Один и тот же ученый может быть координатором только одной Программы, включая программы отделений.

     1.6. Для конкурсного отбора проектов и координации работ по Программам Комиссия по предложению координаторов утверждает научные советы по программам из числа ведущих ученых в соответствующей области знаний, председателем которых являются координаторы соответствующей Программы. В составы научных советов входят также ведущие ученые региональных отделений РАН. Состав научного совета, включая председателя и его заместителя, утверждается председателем Комиссии.

     1.7. Научные советы наделяются правами конкурсной комиссии, исходя из целей и структуры их Программы, на конкурсной основе определяют перечень проектов, их руководителей, головные организации (при необходимости) и объемы финансирования по проектам и головным учреждениям Программы в пределах средств, утвержденных по данной Программе на текущий год.
     Решения научных советов оформляются протоколом и утверждаются соответствующими координаторами Программ.

     1.8. Состав, структуру и объемы финансирования Программ утверждает президент РАН по представлению Комиссии.

     1.9. Решение о продолжении или прекращении работ по Программам принимает Президиум РАН по предложению Комиссии на основании рассмотрения результатов работ, а также объемов финансовых ресурсов, выделяемых на их реализацию.

     1.10. Организационно-методическая работа по формированию и сопровождению Программ возлагается на Отдел программных исследований РАН.

2. Взаимодействие с региональными отделениями РАН

     2.1. Учреждения региональных отделений РАН, по согласованию с соответствующими президиумами региональных отделений РАН, участвуют в разработке и реализации Программ наравне с учреждениями центральной части РАН.
     Финансирование работ, выполняемых учреждениями региональных отделений РАН по Программам Президиума РАН, осуществляется за счет средств региональных отделений РАН. Президиумы региональных отделений при формировании бюджета предусматривают средства для участия своих учреждений в реализации Программ.

     2.2. Учреждения региональных отделений РАН формируют свои предложения в виде проектов исследований и направляют их координаторам соответствующих Программ для рассмотрения на конкурсной основе.

     2.3. После включения учреждений региональных отделений РАН в число исполнителей Программ, официальным письмом координатора Программ данные учреждения представляют свои предложения в президиумы соответствующих региональных отделений РАН, которые принимают решения об объемах финансирования указанных работ.

     2.4. При выполнении Программ допускается заключать договоры с учреждениями региональных отделений РАН. Решение по этому вопросу принимает Комиссия.

     2.5. Отчеты о работе учреждений региональных отделений РАН по проектам Программ направляются координаторам Программ и Президиуму соответствующего регионального отделения РАН.

3. Состав и структура Программ

     3.1. Материалы, представляемые для утверждения президенту РАН, должны содержать:

     краткое обоснование Программы с описанием научной и практической значимости и имеющегося научного задела (наиболее значимые публикации; гранты; монографии; достижения, отмеченные международными и национальными премиями и другие данные), подтверждающие соответствие Программы мировому научному уровню;

     состав научного совета;

     основные разделы;

     список основных исполнителей;

     сроки и этапы реализации Программы (как правило, до 3 лет) с указанием ожидаемых результатов;

     объемы финансирования (по годам) по Программе в целом, ее этапам и проектам;

     структуру затрат федерального бюджета (смету) на выполнение работ по Программе в целом, а также на первый год ее реализации;

     организационные, материально-технические и прочие мероприятия, необходимые для реализации Программы;

     формы отчетности по Программе (публикации в ведущих научных изданиях, макеты, модели, патенты и др.).

4. Порядок финансирования Программ

     4.1. Научные советы, исходя из целей и структуры Программ:

     на конкурсной основе рассматривают предложения научных подразделений или учреждений РАН по участию в данной Программе, определяют содержание работ, их исполнителей и объемы финансирования на предстоящий год;

     устанавливают основные показатели финансирования планируемых работ для исполнителей Программы: фонд заработной платы (в пределах общего фонда, выделенного на реализацию Программы), объем работ, выполняемых сторонними организациями, объем средств на приобретение оборудования;

     готовят и согласовывают с Отделом программных исследований РАН смету расходов федерального бюджета на выполнение работ по Программе в целом;

     утверждают структуру расходов федерального бюджета на выполнение работ, предусмотренных Программой, и направляют в Отдел программных исследований РАН для включения их в лимиты бюджетных обязательств исполнителей.

     4.2. Исполнителями заданий по Программам могут являться только учреждения Российской академии наук. Привлечение к выполнению заданий по Программам на договорной основе соисполнителей из числа высших учебных заведений, отраслевых институтов, и (или) других, не входящих в РАН сторонних научных организаций, осуществляется Комиссией по представлению научных советов по Программам. Объем финансирования соисполнителей, не входящих в РАН, не должен превышать 20 процентов от финансирования общего объема работ, порученных исполнителю. Структура затрат соисполнителей согласовывается с соответствующим научным советом и утверждается Комиссией.

     4.3. В случае привлечения к выполнению работ по Программам соисполнителей из числа учреждений, входящих в состав региональных отделений РАН, высших учебных заведений и других сторонних научных организаций, в соответствии с пунктом 4.2., а также при необходимости обеспечения технического сопровождения и координации работ по Программам, Президиумом РАН по представлению научных советов могут быть определены головные учреждения. В случае необходимости в одной программе может быть несколько головных организаций.

     4.4. Головные учреждения по Программам и учреждения РАН, включенные в число непосредственных исполнителей работ по Программам, представляют в научные советы сметы расходов на выполнение работ, предусмотренных Программами.

     4.5. Приобретение оборудования, необходимого для выполнения работ по Программам, осуществляется исполнителями за счет средств, выделяемых им непосредственно, в рамках общего финансирования Программ.

     4.6. Порядок финансирования Программ может быть изменен в случае изменения порядка финансирования научных учреждений РАН.

5. Права на интеллектуальную собственность

     5.1. Права на научные и (или) научно-технические результаты, и (или) научно-техническую продукцию, в том числе интеллектуальную собственность, полученные в результате работ, выполненных по Программам, принадлежат исполнителю работ и Российской академии наук в равных долях.

6. Отчетность

     6.1. Координаторы по Программам ежегодно представляют в Президиум РАН:

     до 10 декабря текущего года - аннотационные отчеты (до 6 страниц машинописного текста, включающие наиболее значимые результаты исследований);

     до 25 декабря текущего года - научные отчеты о работах, выполненных в рамках Программы за отчетный год для обобщения и доклада Президиуму РАН.

     6.2. Комиссия, Бюро соответствующего отделения РАН, президиумы региональных отделений, а также Президиум РАН регулярно заслушивают доклады координаторов Программ.

     Аннотации работ, выполняемых в рамках Программ, публикуются в Отчете о научных достижениях РАН за соответствующий год, а также по согласованию с Научно-организационным управлением РАН на сайте Российской академии наук (www.ras.ru) в разделе «Отчет о деятельности РАН».


Утратило силу в соотвествии с распоряжением РАН № 10103-840 от 15.12.2014