№ 8 от 24.03.2015



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ




 

О реформе РАН, основных научных результатах года и работе президиума РАН в 2013-2014 гг.





Заслушав и обсудив доклад президента РАН академика РАН Фортова В.Е. «О реформе РАН и основных научных результатах года» и доклад главного ученого секретаря президиума РАН академика РАН Пальцева М.А. «О работе президиума РАН в 2013-2014 гг.», общее собрание членов РАН отмечает, что:

1. Фундаментальные исследования являются непосредственным источником инноваций и прорывных технологий, способствуют росту экономики и безопасности страны.

В настоящее время наука в России приобрела особую актуальность. Это связано с рядом обстоятельств:

невозможностью развития страны исключительно в рамках экономической парадигмы, опирающейся на потенциал топливно-сырьевого комплекса;

практической исчерпанностью научно-технических заделов, унаследованных от советской эпохи;

необходимостью обеспечения научно-технологической базы для укрепления национальной безопасности в связи с осложнением международной обстановки, в том числе импортозамещения «критических видов» товаров и услуг;

необходимостью особого внимания (в рамках происходящих радикальных институциональных изменений в научно-технической сфере) к фундаментальной науке, характеризующейся наибольшими трудностями адаптации к рыночным экономическим механизмам.

2. За истекшее время российские ученые получили ряд выдающихся научных результатов, имеющих мировое значение, приняли участие в разработке и экспертизе важнейших государственных документов. Традиционно результаты фундаментальных научных исследований в 2014 году использованы при принятии многих важнейших государственных решений, в том числе:

по антикризисной программе Правительства Российской Федерации;

по выходу страны из кризиса;

по разработке основ Национальной технологической инициативы, выдвинутой Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, а также сценариев экономического развития России.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в РАН разработаны и реализуются комплексные программы фундаментальных исследований по стратегическим направлениям развития науки.

В 2014 году успешно выполнялась Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации.

С целью научного обоснования реализации мер по укреплению позиций России в Арктике, изложенных в утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20 февраля 2013 г. Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года, проведена научная сессия общего собрания членов РАН «Научно-технические проблемы освоения Арктики».

В 2013-2014 гг. продолжалась работа по оптимизации структуры Академии. На базе присоединенных Россельхозакадемии и РАМН были созданы два новых отделения: Отделение сельскохозяйственных наук РАН и Отделение медицинских наук РАН.

Развиваются связи Академии с государственными и коммерческими структурами; заключены соглашения о сотрудничестве с администрациями ряда областей и республик Российской Федерации.

Уделялось внимание развитию международных связей. Заключены новые договоры с иностранными академиями и научными обществами.

3. В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в России начата полномасштабная реформа организации научных исследований, в основу которой был положен принцип разделения компетенций, согласно которому за развитие науки в стране отвечает научное сообщество под руководством РАН, а административно-хозяйственное сопровождение научной деятельности поручается Федеральному агентству научных организаций (ФАНО России). При этом Академия должна непосредственно руководить или иметь право решающего голоса по таким направлениям как формирование научной политики, определение научных приоритетов, определение объемов финансирования научных исследований, экспертное обеспечение государственных решений, оценка результатов деятельности научных организаций, экспертиза результатов научных исследований и разработок, подготовка предложений о создании, ликвидации и реорганизации научных организаций и др.

4. Принят ряд важнейших документов, определяющих государственную политику в области развития науки и технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 589 утвержден устав федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук».

Заключено соглашение между Федеральным агентством научных организаций и федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук». Создан Научно-координационный совет при ФАНО России, на 87% состоящий из членов РАН.

Начата работа по подготовке проекта нового Федерального закона о науке и государственной научно-технической политике.

5. Опыт проведения реформы академического сектора науки в 2014 году выявил следующие проблемы:

неурегулированность взаимоотношений между РАН и ФАНО России в части разделения предметов ведения и полномочий по вопросам научного руководства организациями, выполняющими исследования и разработки, и административно-хозяйственного управления. Согласно поручению Президента Российской Федерации необходимо постановлением Правительства Российской Федерации четко разделить ответственность ФАНО России и РАН, определить общую ответственность (подход «двух ключей»);

несогласованность действий ФАНО России с РАН по проведению реструктуризации научных организаций, находящихся в ведении ФАНО России, что выразилось в попытках проведения структурных преобразований без определения их целей и задач, без информирования и всестороннего обсуждения этих предложений с президиумом РАН;

отсутствие государственного задания РАН на проведение фундаментальных исследований и их финансирование, на проведение экспертных работ, а также работ по созданию единой системы оценки научных организаций и работ по оценке научных организаций;

отсутствие единой системы оценки результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности. Не определены обязанности органов государственной власти по представлению необходимых данных в РАН и использованию результатов мониторинга;

несовершенство нормативной правовой базы по осуществлению РАН экспертных функций, проведению по заказу органов государственной власти экспертизы научно-технических программ и проектов;

отсутствие кадрового резерва руководителей научных организаций и их заместителей;

усиление дефицита обеспеченности научных организаций современным исследовательским оборудованием на фоне крайней изношенности приборного парка и лабораторного оборудования;

упразднение ведомственного медицинского обслуживания РАН;

падение объемов научного книгоиздания вследствие не только общих для отрасли обстоятельств, но и чисто организационных причин. В этих условиях представляется все более затруднительной возможность обеспечения достигнутой ранее стабильности в издании журналов РАН и научных трудов, дальнейшее их развитие в направлении повышения научного и качественного уровня, значительного расширения включения изданий в ведущие международные базы данных и существенный рост цитируемости российских ученых - авторов статей и монографий.

Общее собрание членов РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2014 году.

2. Одобрить деятельность президиума РАН в 2013-2014 гг.

3. Считать главной задачей РАН в 2015 году реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Совета по науке и образованию 8 декабря 2014 г.

Особое внимание обратить на направления деятельности РАН, отмеченные в выступлении Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева на общем собрании членов РАН 24 марта 2015 г.

4. Продолжить совершенствование системы взаимодействия с ФАНО России на основе разделения компетенций РАН и ФАНО России в части научного руководства научными организациями и административно-хозяйственной и финансовой деятельности (подход «двух ключей»).

При разработке программ реструктуризации и развития сети научных организаций, находящихся в ведении ФАНО России, ориентироваться на достижение конкретных целей и задач с учетом результатов пилотных проектов, исходя из указаний Президента Российской Федерации, данных на заседании Совета по науке и образованию 8 декабря 2014 г.

Президиуму РАН расширить практику обсуждения проектов программ реструктуризации по представлению отделений РАН для последующего направления в ФАНО России. Активизировать работу Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций.

5. Президиуму РАН совместно с ФАНО России разработать регламент по организации делопроизводства в системе РАН - ФАНО России с целью снижения бюрократической нагрузки на научные организации, находящиеся в ведении ФАНО России, и на научных сотрудников.

6. Расширять практику организации на конкурсной основе программ комплексных фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям, формулируемым РАН.

7. Считать необходимым усилить работу руководства РАН по взаимодействию со средствами массовой информации с целью объективного информирования общества о ситуации в российской науке, в том числе о социальных проблемах ученых.

8. Рекомендовать ФАНО России:

продолжить работу, начатую РАН, по закреплению в научных организациях, находящихся в ведении ФАНО России, молодых талантливых ученых, используя в этих целях систему долгосрочных контрактов с повышенной зарплатой, льготные условия для получения жилья и другие необходимые меры. Усилить поддержку молодых ученых, работающих в научных организациях, находящихся в ведении ФАНО России, активизируя деятельность Совета молодых ученых РАН, систематически организуя конкурсы и присуждая премии за инновационные работы;

уделять особое внимание вопросам обновления приборного парка научных организаций, находящихся в ведении ФАНО России, и повышения эффективности работы центров коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками.

9. Поручить президиуму РАН рассмотреть все предложения, поступившие в ходе общего собрания членов РАН.





Президент РАН
академик РАН В.Е. Фортов



Главный ученый секретарь
президиума РАН
академик РАН М.А. Пальцев

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024