Страна Советов

Из книги Ю.С. Осипова
«Академия наук в истории Российского государства»
Москва, «Наука», 1999

Как и прежде, Академия наук играла в советское время определяющую роль в становлении образования в стране, активно содействуя созданию системы университетов и вузов, в становлении и развитии государственной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Большое внимание Академия наук уделяла школьному образованию. Многие хорошие школьные учебники и пособия были созданы нашими сотрудниками или при их участии. Наша Академия придавала большое значение пропаганде научных знаний и играла ключевую роль в работе широко известного общества "Знание". Большой вклад внесла Академия наук в создание системы непрерывного образования. Достаточно напомнить о записке академиков A.M. Ляпунова, А.А. Маркова и В.А. Стеклова об университетской программе по математике; об организации в 1947 году по предложению академиков П.Л. Капицы и С.А. Христиановича учебного Московского физико-технического института, базовые кафедры которого со дня создания размещались в институтах Академии наук; об учреждении университета в Академгородке Сибирского отделения Академии наук; об организации с 1963 года, по инициативе академиков А.Д. Александрова; М.А. Лаврентьева и А.Н. Колмогорова специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля при крупнейших университетах - Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском.

Создание одной из лучших в мире системы школьного и высшего образования сыграло выдающуюся роль в достижениях нашего народа. Эта система питала и питает кадрами и саму Академию наук.

* * *

Сегодня представляется важным также вспомнить, что в годы народных бедствий, мировых и гражданской войн ученые Академии предприняли титанические усилия для сохранения памятников науки и культуры, оказавшихся под угрозой уничтожения. Приведу несколько примеров. В октябре 1917 г., из-за военной опасности Петрограду, Академия наук эвакуировала в Саратов рукописные собрания, старопечатные книги и почти все издания XVIII в., хранившиеся в ее Библиотеке, собрания Азиатского музея и Архива. В годы гражданской войны удалось не только сохранить, но и существенно пополнить коллекции музеев. Например, были приобретены коллекция рукописей В.Г. Дружинина, подлинные рукописи А.С. Пушкина, а также автографы многих русских писателей из Дашковского собрания рукописей. Бессмертным подвигом стала деятельность работников академических музеев и рукописных собраний по сохранению и пополнению фондов в условиях блокадного Ленинграда.

* * *

Велика роль Академии в укреплении обороноспособности страны. Еще в прошлом веке член-корреспондент Академии генерал от артиллерии Н.В. Маиевский, основатель русской научной школы баллистики, разработал проект пушки с рекордными характеристиками. Академик Н.Д. Зелинский создал противогаз, спасший десятки тысяч жизней солдат в годы первой мировой войны. Академик В.Н. Ипатьев в 1916- 1920 гг. организовал производство взрывчатых веществ и порохов.

Имя академика А.Н. Крылова в равной мере украшает историю российского флота и историю науки. Им впервые были выполнены наиболее полные исследования качки и вибраций кораблей, разработаны известные "таблицы непотопляемости", применение которых позволило укрепить боеспособность флота. Под его руководством был построен лучший для своего времени эсминец "Новик".

Особенно ярко проявилась роль науки в Великой Отечественной войне. Исследования ученых Академии в предвоенные и военные годы позволили осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня, наладить их массовое производство. Под руководством А.П. Александрова была обеспечена защита военных кораблей от магнитных мин. Разработки М.В. Келдыша и других существенно улучшили летные характеристики боевых самолетов. Учениками и последователями Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина в КБ С.В. Ильюшина, А.В. Яковлева, А.Н. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе во время войны и в дальнейшем послужившие базой для создания современных ВВС России. При активнейшем участии ученых Академии удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, мощнейшие месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. Труды Н.Н. Бурденко, А.Д. Сперанского и других ученых-медиков обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.

Огромна роль Академии в обеспечении национальной безопасности в послевоенный период. Созданием ракетно-ядерного щита, достижением военно-стратегического паритета и успешным поддержанием его на протяжении почти 50 лет страна обязана отечественной науке. Академики И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров, К.И. Щелкин, Е.И. Забабахин, А.П. Александров и другие обеспечили создание ядерного оружия. С.П. Королев, М.В. Келдыш, А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, В.П. Глушко, М.К. Янгель, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов, Н.Д. Кузнецов, Н.А. Пилюгин, А.Д. Надирадзе, В.Ф. Уткин и другие обеспечили создание реактивной авиации и ракетной техники.

В начале 50-х годов, в ответ на создание за рубежом атомных подводных лодок, была начата и успешно завершена программа их строительства в СССР. Имена А.П. Александрова, В.Н. Перегудова, Н.А. Доллежаля, Н.Н. Исанина, В.В. Новожилова, С.Н. Ковалева, И.Д. Спасского и других наших коллег навсегда вписаны в историю создания подводного флота.

Одновременно с созданием ядерного оружия начались работы по мирному использованию ядерной энергии. Д.И. Блохинцев, Н.А. Доллежаль, А.И. Лейпунский стали создателями первой АЭС, которая была введена в строй в 1954 г.

Благодаря работам А.И. Берга и А.А. Расплетина были сконструированы совершенные радиоэлектронные комплексы и средства связи.

Появление лазеров, созданных трудами Н.Г. Басова и A.M. Прохорова, совершило революцию в создании комплексов и образцов вооружения различного назначения.

Лазеры стали незаменимыми в средствах обнаружения, локации и наведения ракет.

В Академии намного раньше, чем в США, был синтезирован окислитель для твердых ракетных топлив с рекордно высокими энергетическими характеристиками и организовано его промышленное производство.

Многие наши современные оборонные комплексы и технологии не уступают зарубежным аналогам, по ряду характеристик их превосходят. Здесь большая заслуга Академии. Многие из наших коллег, сыгравших выдающуюся роль в их создании, сегодня находятся в зале.

Ученые Академии наук стояли у истоков крупнейших международных соглашений - Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах и мировой программы мирного использования атомной энергии.

Развитие этих идей послужило основой для возникновения широкого международного Пагуошского движения ученых за безопасность и разоружение, сыгравшего важнейшую роль в период холодной войны. Во многом благодаря ученым, объединившимся в стремлении к стабильному и прочному миру, в период противостояния двух систем не разгорелся ядерный пожар. У истоков этого движения стояли А.В. Топчиев, А.А. Арцимович, М.Д. Миллионщиков, М.А. Марков и другие.

Мы должны с благодарностью помнить имена президентов Академии наук советского периода: А.П. Карпинского (1917- 1936 гг.), В.Л. Комарова (1936-1945 гг.), С.И. Вавилова (1945-1951 гг.), АН. Несмеянова (1951-1961 гг.), М.В. Келдыша (1961-1975 гг.), А.П. Александрова (1975-1986 гг.), Г.И. Марчука (1986-1991 гг.).



 

Подразделы

Объявления

©РАН 2016