Skip Navigation Links.
Collapse АльбомАльбом
Collapse Акварели Марии Сибиллы МерианАкварели Марии Сибиллы Мериан
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98

Например, знаменитый Леонард Эйлер, академик Петербургской академии наук, породнившийся с семьей Доротеи Марии Гзель, дочери Мериан, с гордостью писал о Марии Сибилле как «замечательной художнице, швейцарке по крови» (4). Но и Россия не обделена вниманием тех, кто соприкасается с творчеством этой удивительной женщины. Во-первых, петербургская коллекция сохранившихся акварелей Марии Сибиллы – одна из самых больших в мире (5). Во-вторых, значительная часть жизни младшей дочери художницы – Доротеи Марии Гзель (1678–1743), была связана с Санкт-Петербургом. В 1717 г. Доротея Мария и ее муж Георг Гзель (1673–1740) были приняты на русскую службу и с октября этого года вместе с детьми поселились в Санкт-Петербурге. Георг Гзель занимался живописью: расписывал плафоны в Летнем дворце царя, писал портреты современников, картины на религиозные сюжеты для Петропавловского собора и Лютеранской церкви св. Петра. Доротея Мария и Георг Гзель занимались оформлением экспозиций Кунсткамеры, а после создания Академии наук обучали рисунку и живописи академических учеников (6).

В Санкт-Петербурге акварели М.С. Мериан хранятся в СПФ АРАН (184 рисунка) и Библиотеке РАН – в Отделе рукописей (так называемая «Studienbuch», в которой было 317 рисунков) и Библиотеке Ботанического института РАН (18 рисунков). Сложившийся комплекс имеет разные источники поступления (7). Прежде всего, это акварели, приобретенные Петром I и его лейб-медиком и хранителем коллекций Робертом Арескиным (1677–1718). 2 января 1717 г. Р. Арескин по указу царя заплатил 3000 гульденов «амстердамскому жителю Юрью Гзелю за две книги больших […], в которых вложены пергаминовые листы, на которых малевано самым добрым мастерством живописным всякие цветы, также бабочки, мушки, и прочие всякие животные» (8). «Пергаминовых листов» было числом 254. Для себя Р. Арескин, имевший к тому времени богатейшую библиотеку и коллекцию минералов, раковин и разных художественных редкостей, также

Акварельный рисунок печеночницы трехлопастной (Hepatica triloba), ириса Юноны (Iris Persica), морозника черного (Helleborus niger), крокуса (crocus spec.?). На тряпичной бумаге. Акварель, кроющие краски.

30,2 х 25,3 см. Прим.: рамка добавлена позднее

Опубл.: Maria Sibylla Merian: Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974. Bd.2. S.171 №2 (описание), табл. между с.176-177.

Около 1665 г. СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.4. Л.1.

Страница 1
Акварели Марии Сибиллы Мериан
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд