Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Летний дворец и Кикины палаты
Страница 61

 

Кикины палаты.

Современное фото.

стекла начала XVIII в., и в наши дни можно видеть некоторые экспонаты, в свое время находившиеся в коллекциях Кунсткамеры.

В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 году музейные экспонаты разместили в доме опального вельможи Александра Васильевича Кикина – в Кикиных палатах. А.В. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был казнен, а его дом конфискован в казну. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. По тогдашним понятиям, это было большое здание – в два этажа, – построенное в стиле петровского барокко предположительно архитектором А. Шлютером в 1714–1720  годах (в 1720 году, после размещения в нем коллекций, дом был надстроен еще одним этажом). Все собранное было здесь «в надлежащем порядке учреждено и расставлено» и высочайшим распоряжением было велено « всякого желающего <…>  смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи» [1]. С этого времени, с 1719 года, предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: «Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!». Он и сам частенько показывал коллекции и рассказывал о них иностранным послам и русским вельможам.

Одновременно в 1718 году приступили к строительству специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова. До окончания строительства Кунсткамера была открыта для посетителей в здании Кикиных палат до 1728 года.

Мы можем судить о том, как выглядели самые ранние «экспозиции» Кунсткамеры в Кикиных палатах, только на основании воспоминаний посетивших ее иностранных гостей Санкт-Петербурга, т.к. каталоги и планы-чертежи музея появились позже, после переезда в специально построенное здание и создания Санкт-Петербургской Академии наук.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд