Повидав во время заграничных путешествий достаточно знаменитых коллекций, Петр Великий не мог не обратить внимания на тот факт, что практически все значимые коллекции были каталогизированы, составлены систематические описания экспонатов, сопровождаемые элементами описания, классификации, историей собирания и т.п. Многие экспонаты зарисовывались владельцами коллекций (особенно если ими были ученые натуралисты) или специально приглашенными художниками. Для издания каталогов такие рисунки «переводились» в гравюры, для их печати в типографии на странице каталога. Из того, что несомненно видел Петр, можно назвать, в том числе, каталоги коллекций Фр. Рюйша и А. Себы. Обратим внимание на то, что Рюйш при своей жизни с 1691 по 1728 год издал 14 томов каталогов своего домашнего музея, снабженных замечательными гравюрами. Почти все каталоги публиковали в качестве фронтисписа гравюры с общим видом кабинета или галереи с коллекциями. Подобные издания свидетельствовали о высоком статусе коллекционера и его собрания, нередко становились ценными справочниками для врачей, фармацевтов и ботаников. Составленные самим владельцем, они демонстрировали его эрудицию; написанные другим ученым, они придавали кабинету ореол выдающегося собрания, достойного увековечения.
Уже после кончины Петра Великого в 1727 году в Лейпциге была опубликована книга К.Ф. Нейкелиуса «Музеография или Руководство к правильному пониманию и полезному устройству Музеев или Камер редкостей» [1], в которой, были описаны все известные автору европейские кабинеты, галереи, кунсткамеры и т.п. (в том числе и в Санкт-Петербурге).