Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Николай Яковлевич Озерецковский
Страница 194

 

«Билет для входу в Кунсткамеру

Императорской Академии наук».

Офорт с автографом Н.Я. Озерецковского.

10,7 х 74 см. 1795 г.

СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 47. Л. 1.

Н.Я. Озерецковский – последний директор единого Академического музея (Кунсткамеры), которым он руководил вплоть до своей кончины 28 февраля 1827 года. В первых десятилетиях XIX в. Кунсткамера начала делиться на несколько самостоятельных музеев, что было окончательно закреплено новым Уставом Академии наук в 1836 году. Основная причина такого деления Кунсткамеры на специальные музеи и кабинеты – изменение деятельности Академии, специализация областей научного знания, развитие наук. Громадный музейный материал нуждался в более удобных помещениях для экспонирования и хранения. Научная обработка и изучение коллекций требовали дальнейшей дифференциации внутри отделов и увеличения числа специально обученного персонала. Во время директорства Н.Я. Озерецковского уже сформировались как самостоятельные Минеральный кабинет (1804), Азиатский (1818) и Египетский (1825) музеи.

Н.Я. Озерецковский был страстным популяризатором научных достижений и много сил и времени положил на издание различных трудов для «распространения полезных знаний и возбуждения любопытства к оным». Он стремился донести до народа эти знания также путем публичных лекций, организуемых непосредственно в помещении Кунсткамеры и сопровождавшихся демонстрацией музейных коллекций. «Вынув из шкафа чучело животного, – вспоминал слушавший эти лекции в 1800 г. литератор Н.И. Греч [2], – Озерецковский передавал его по кругу, объясняя признаки стоявшим вокруг него слушателям». Работа по популяризации знаний при помощи коллекций Музея было достаточно новым делом в науке конца XVIII – начала XIX вв.

Помощником Озерецковского по Музею являлся Осип Петрович Беляев. Он работал при Кунсткамере и Библиотеке с 1783 года, первоначально в качестве переводчика, с 1789 года – в качестве кунсткамерского «помощника», а с 1797 года – унтер-библиотекаря,

 

 

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд