Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Страница 120

 

Книга «Описание Земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым, Академии наук профессором». СПб., 1755.

Большой интерес для понимания новизны этнографических исследований имеют рисунки, опубликованные в книге С.П. Крашенинникова «Описание Земли Камчатки» (СПб., 1755), на которых точно воспроизведены не только одежда и элементы быта и занятий народов Камчатки, но показаны и их антропологические особенности. Книга С.П.  Крашенинникова фактически стала европейским бестселлером, переиздавалась на многих европейских языках. В большинстве изданий были воспроизведены гравюры из петербургской книги. Однако во французском издании 1758 года эти научные иллюстрации не устроили издателей, которые заказали новые рисунки известному французскому художнику Жану Батисту Лепренсу (1734–1781), ученику знаменитого Франсуа Буше. Выбор был связан, видимо, с тем, что Лепренс с 1758 пять лет прожил в России, работал при дворе Екатерины II, путешествовал по Финляндии и Прибалтике и поэтому, видимо, считался знатоком России. Ряд рисунков создан художником и гравером Жаном Мишелем Моро-младшим (1741–1814), также побывавшим в России в 1758–1759 годах, где он преподавал в Академии художеств. По рисункам Лепренса и Моро гравюры были созданы Ж.Ж.Б. Тийяром (1723–1798). Два знаменитых художника, взяв за основу сюжеты русских гравюр, выполнили рисунки, не сохранив ни антропологические типы, ни особенности жилья, ни пейзажи. Сравнение их с гравюрами из петербургского издания книги С.П. Крашенинникова наглядно показывает зарождение в Академии наук не только этнографии, но и антропологии.

 

Приложения

 

1. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 184.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд