Skip Navigation Links.
Collapse АльбомАльбом
Collapse Акварели Марии Сибиллы МерианАкварели Марии Сибиллы Мериан
Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98

копирования были выбраны те рисунки, которые давали возможность научиться зарисовывать животных без какого-либо окружения, как самостоятельный объект. Именно такая задача стояла перед художниками, которые зарисовывали музейные предметы в Кунсткамере.

С научными целями рисунки М.С. Мерина использовались и в XIX в. Так, И.Н. Лебедева ссылается на работы энтомолога Е. Менетрие, издавшего в середине XIX в. описание бабочек «Императорского музея Академии наук» (38). Не обойдены вниманием ученых рисунки М.С. Мериан и в наши дни: ее акварели изучают не только биологи, но и историки искусства, исследующие технику создания оригинальной научной иллюстрации рубежа XVIIXVIII вв.

В научной литературе довольно много и подробно написано о значении исследований Марии Сибиллы для энтомологии и ботаники (39). Искусствоведы анализируют особенности ее художественного мастерства. В СПФ АРАН хранится записка 1938 г. художницы Е. Зерновой, в которой на основе петербургской коллекции акварелей подробно анализируется манера и техника исполнения акварелей Мериан-художницы. Автор записки справедливо отмечала, что, прежде всего, в рисунках поражает «уверенность руки – нигде не видно каких-либо следов поправок, изменений, ни малейших следов карандаша; необыкновенная точность и тонкость в передаче деталей – сложнейшие узоры на раковинах или крыльях бабочки заставляют изумляться, какой кистью и с какими глазами можно провести подобные линии. Полное овладение художника своей техникой приводит к тому, что видишь только цветок или жука и не видишь и не можешь видеть, как он сделан [...]. При всей точности эти изображения не могут быть названы натуралистическими. Конечно, растение выглядит не так, как оно росло на земле или лежало на столе. Отброшены все случайности формального положения, но подчеркнуты систематические признаки стеблей; закругления листьев имеют характер изящного орнамента. Это растение, пропущенное через

Морис Харрис

Акварельный рисунок четырех бабочек (две в двух ракурсах) в очерченной рамке. На пергамене. Акварель.

25,3 х 33 см.

Примечание: в правом нижнем углу подпись “Mos: Harris pinx: March 1779”; в правом верхнем углу карандашная помета литера A. Март 1779 г.

СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.192. Л.1.

Страница 9
Акварели Марии Сибиллы Мериан
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд