См. Maria Sibylla Merian. 1647–1717 / Kunstenares en natuuronderzoekster. Нaarlem,1998; Maria Sibylla Merian, 1647–1717, Künstlerin und Naturforscherin. Frankfurt-am-Main, 1998; Maria Sibylla Merian. St. Petersburger Aquarelle. Prestel Verlag, 2003; Maria Sibylla Merian. The St. Petersburg Watercolors. Prestel Verlag, 2003; Neues Blumenbuch von Maria S. Merian. 2 Bde. Prestel Verlag, 1999; Neues Blumenbuch von Maria S. Merian, Helmut Deckert Insel, Frankfurt, 2003; Reitsma E. Maria Sibylla Merian en dochters. Vrouwenlevens tussen kunst en wetenschap. Amsterdam; Los Angeles, 2008.
Подробно о жизни и творчестве М.С. Мериан см.: Уллманн Х. Мария Сибилла Мериан – ее время, жизнь и творчество // Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974; Лукина Т.А. Мария-Сибилла Мериан, 1647–1717. М., 1980; Лебедева И.Н. Художественное и научное наследие Марии Сибиллы Мериан в Санкт-Петербурге // Петр I и Голландия: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. Копаневой, Р. Кистемакер, А. Офербек. СПб., 1997. С.318–334; Maria Sibylla Merian. 1647–1717 / Kunstenares en natuuronderzoekster. Haarlem, 1998.
Последователи Жана Лабади (1610–1674), известного деятеля реформации. Критикуя изменчивость учений протестантизма, неустройство современных ему протестантских общин, создал свою независимую церковь. Часть идей Лабади заимствовал лютеранский богослов, основатель пиетизма Ф.Я. Шпенер (лабадизм называют еще радикальным пиетизмом). После смерти Ж. Лабади его последователи основали в замке Вальта, близ Леенвардена, общину в которой проживали около 500 человек. В общине проповедовался строгий образ жизни по примеру католического монашества и общность имущества. В Суринаме, куда М.С. Мериан прибыла в 1699 г., также была община лабадистов, обосновавшаяся там по правому берегу реки Суринам на плантации Ла-Провиданс, которая принадлежала одной из владелиц замка Вальта.
Материалы к биографии Леонарда Эйлера. Публ. Ю.Х. Копелевич // Историко-математические исследования. М., 1957. Вып. X. С. 21.
Рисунки М.С. Мериан хранятся также в Нидерландах (библиотека Энтомологического общества, Artis Bibliotheek Амстердамского университета, Rijksmuseum), в Германии (Staedel Museumво Франкфурте-на-Майне, Национальный музей в Нюрнберге, кабинет гравюр Государственного музея в Берлине, в музея Герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), в Англии (Британский музей), в Дании (в Королевской датской коллекции в Копенгагене), во Франции (Национальная библиотека) и во многих других музеях, библиотеках и частных собраниях.
О Д.М. и Г. Гзелях см.: Каминская А.Г. Художники Георг и Доротея Гзель в Петербурге // Из истории Петровских коллекций. СПб., 2000. С.84–107.
См. Лукин Б.В. К истории ленинградского собрания акварелей Марии Сибиллы Мериан // Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974; Лебедева И.Н. Указ. соч.
Сборник выписок их архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872. Т.2. С.77.
См. описание этой рукописи: Рукописи латинского алфавита XVI–XVII вв. / Сост. И.Н. Лебедева. Л., 1979. С.136–139.
Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук. М.; Л., 1956. Вып.1. С.368.
Материалы для истории Императорской Академии наук (1736–1738). СПб., 1886. Т. 3. С. 99.
Musei Imperialis Petropolitanae. Vol.1-2. [SPb], 1741–1745. T.II. P.174–176.
СПФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1864. Д.20. §134. Л.1.
Лебедева И.Н. Указ. соч. С.329.
См. указанные выше статьи Б.В. Лукина и И.Н. Лебедевой.
СПФ АРАН. Р.IX. Л.149об.
Под номером 8 в каталоге описан альбом, не имеющий отношения к М.С. Мериан. Мы оставляем здесь нумерацию каталога, пропуская номер 8.
Конечно, сразу встает вопрос, какова судьба остальных 572 (один рисунок хранился отдельно, о чем речь пойдет ниже) акварелей? Пока этот вопрос остается без ответа. Можно лишь провести аналогию с судьбой комплекса рисунков, выполненных с предметов, хранившихся в Кунсткамере в 1720-е–1750-е гг. («нарисованный музей». СПФ АРАН. Р.IX. Оп.4). По подсчетам по тому же музейному каталогу, их должно было быть (и было) около 20000, а сохранилось чуть более 2000: 759 хранится в СПФ АРАН, большая коллекция (особенно нумизматическая серия) в Государственном Эрмитаже и 76 в Государственном Русском музее. Как свидетельствуют документы, Архив АН СССР часть своей коллекции в 1939 г. купил у частного лица, как и ГРМ (см. об этом: Принцева Г.А. Судьба «Нарисованного музея» Петербургской Академии наук // «Нарисованный музей» Петербургской Академии наук / Под ред. Р. Кистемакер, Д. Мейерса, Н. П. Копаневой, Г. В. Вилинбахова. СПб., 2003. Т.1. С.57). Как они попали из Академии наук к частному лицу, у которого академический Архив их потом покупал?
Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974.
Der Raupen wunderbare Verwandelung und sonderbare Blumen-nahrung, worinnen, durch eine gantz-neue Erfindung, der Raupen, Würmer, Sommer-vögelein, Motten, Fliegen... Ursprung, Speisen und Veränderungen.... untersucht, kürtzlich beschrieben / nach dem Leben abgemahlt, ins Kupfer gestochen, und selbst verlegt von Maria Sibylla Graeffin, Matthaei Merians, des Eltern, seel. Tochter. Nuernberg, 1679; Frankfurt-am-Main, 1683; Amsterdam, 1717.
Цит. по: Лукина Т.А. Указ. соч. С.58.
Там же.
Metamorphosis insectorum Surinamensium, ofte verandering der Surinaamsche insecten, waar in de Surinaamsche rupsen en wormen met alle des zelfs veranderingen na het leven afgebeeld en beschreven worden ... / door Maria Sibylla Merian Author Merian, Maria SibyllaImprint Amsterdam: Valck, 1705.
Из письма М.С. Мериан нюрнбергскому врачу И.Г. Фолькамеру от 8 октября 1702 г. Цит. по: Уллманн Х. Мария Сибилла Мериан – ее время, жизнь и творчество // Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974. S.57.
Ibid. S.51.
История подготовки книги к изданию прослеживается в письмах М.С. Мериан, опубликованных в факсимильном издании: Metamorphosis insectorum Surinamensium, facsimile–uitgave naar de aquarellen in de Royal Library, Windsor Castle. Red. Elisabeth Ruecker en William T. Stearn. London, 1982.
Rumphius G.E. D’Amboinsche Rariteitkamer door Rumphius ... Amsterdam: Gedrukt by Fracois Halma, 1705.
Musei Imperialis Petropolitanae vol.1-2. [SPb], 1741–1745. T.II. P.171 / N11: frons libri Rumphiani, qui Thesaurus rerum Amboniarum vocatur, in pergamento pictura subtiliori, affereulis inauratis clausa.
См., например, указ. ст. И.Н. Лебедевой. С.325.
Цит. по: Лукина Т.А. Указ. соч. С.78.
Цит. по: Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т.1. С.561.
Там же. С.520–521.
Де ла Мотрэ О. Из «путешествия…» // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С.223–224.
СПФ АРАН. Ф.3. Оп.1. Д.99. Л.143.
См. например: Musei imperialis Petropolitani... Vol. I. Pars Prima. P.663. №4, 5, 7; P.664. №8, 16; Р.668. №70 etc.
Reitsma E. Maria Sibylla Merian en dochters. S.35.
СПФ АРАН. Р.IX. Оп.4. Д.645, 671, 680.
Ménétriér E. Enumeratio corporum animalium Musei imperialis Academiae Scientiqrum Petropolitanae. Classis insectorum. SPb., 1855–1857.
См., например: Беер В.Д. Мария Сибилла Мериан и естествознание // Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974. S.77–113. Автор отмечает, что часто научная достоверность в акварелях Марии Сибиллы подчинена общему художественному впечатлению, когда «по эстетическим соображениям иногда вводятся личинки, не имеющие ничего общего с содержанием произведения» (С.93–95). Много информации о научной значимости рисунков М.С. Мериан приведено в каталогах выставок, указанных в прим. 1.
СПФ АРАН. Р.IX. Л.34, 34об.
Бакмейстер И. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной Санктпетербургской Императорской Академии наук изданной на французском языке Иоганном Бакмейстером подбиблиотекарем Академии наук а на российской язык переведенной Василием Костыговым. Напечатан в типографии морского шляхетного кадетского корпуса 1779 года. С.116.
Уллманн Х. Мария Сибилла Мериан – ее время, жизнь и творчество // Merian M.S. Leningrader Aquarelle. Leipzig, 1974. S.39.
Schmetterlinge, Käfer und andere Insekten. Leipzig, 1976. Факс. изд. рукописи, хранящейся в Библиотеке РАН. Цит. по указ. соч. Т.А.Лукиной. С.70.
Merian M.S. Der Raupen wunderbare Verwandlung... B.I. №8. Цит. по указ. соч. Т.А. Лукиной. С.59.
Merian M.S. Der Raupen wunderbare Verwandlung... B.I. №26. Цит. по указ. соч. Т.А. Лукиной. С.60.
Merian M.S. Der Raupen wunderbare Verwandlung... B.I. Цит. по указ. соч. Т.А. Лукиной. С.57.