об архиве

Хранителем личного архива изобретателя и ученого Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935 г.г.) является Архив РАН.

Личный архив Циолковского К. Э. (фонд 555) представляет собой 5 описей, содержащих 1979 дел, включающих 31680 листов архивных документов.

Информационный ресурс «Архив Циолковского» разработан в Отделе страхового документального фонда Архива РАН и представляет собой базу данных, описывающую один из разделов фонда пользователей на микрофишах Архива РАН – личный архив изобретателя и ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Чтобы обеспечить навигацию и поиск в этом материале для заинтересованных специалистов, разработаны соответствующие приложения. Наличие таких полей в записях, как «номер дела», «название дела», «вид материала», «даты создания документа» позволяет эффективно ориентироваться во всём многообразии документов и осуществлять поиск интересующих разделов, заказывать копии документов у держателя фонда.

В настоящее время оцифровано и доступно пользователям 100% всех документов архива. Это составляет 31680 страниц.

Работы по созданию информационного ресурса «Архив Циолковского» выполняются в рамках программы «Интеграция информационных ресурсов Архива РАН в Портал РАН».


Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 г.г.) – русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

Константин Эдуардович родился 5 (17) сентября 1857 года в с. Ижевское Рязанской области в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет Циолковский жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя. В 1880 г. назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

Не зная об уже сделанных открытиях, Циолковский в 1880 – 1881 г.г. написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа, вышедшая в те же годы, «Механика животного организма», получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области – созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. В этом же году вышел его первый научный трактат о дирижаблях «Аэростат металлический управляемый», в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с цельнометаллической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля не был поддержан. Автору отказали в субсидии на постройку модели.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались им еще в 1883 году, но создание им математически строгой теории реактивного движения относились к 1896 году. Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

После Октябрьской революции 1917 года он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926 – 1927 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты (вывел так называемую формулу Циолковского) в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил земного притяжения.

В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

В 1932 году Константин Эдуардович разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.

Циолковский – основоположник теории межпланетных сообщений. Он первым изучил вопрос о ракете, высказал идею создания околоземных станций, рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, он выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля, и многое другое.

Константин Эдуардович – первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства. В связи с этим он выдвигал различные теории новой организации человечества. Циолковский – автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 года в Калуге.


Подразделы

Объявления

©РАН 2016