Skip Navigation Links.
Collapse Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Collapse Детство и учеба М.В. ЛомоносоваДетство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
Collapse М.В. Ломоносов и Академия наукМ.В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М.В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
Collapse М.В. Ломоносов и Академия наук  М.В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Collapse Служить отечеству спомоществованием в наукахСлужить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
Collapse О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наукО исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
Collapse О худом состоянии Академии наукО худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Collapse Оного упадку и недостатков происхождение и причиныОного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Collapse Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпусаСпособ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М.В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
Collapse М.В. Ломоносов в памяти потомков М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте

Магнит. Инструментальные мастерские Академии наук и художеств.

Санкт-Петербург. Первая половина XVIII в. Железо.

©  МАЭ РАН.

Линза.

Середина XVIII в.

Латунь, стекло. ©  МАЭ РАН.

Микроскоп кальпеперовского типа.

Англия (?). XVIII в.

Латунь, древесина. ©  МАЭ РАН.

 

Основная линза зажигательного инструмента. Э.В.  Чирнгаузен.

Саксония (?). 1699. Дерево, стекло.

©  МАЭ РАН.

 

Физические исследования М.В. Ломоносова

 

Ломоносов занимался изучением труднейших проблем физики. В созданной им теории дано объяснение многих физических явлений. Ломоносов показал природу твердых тел, теплоты и холода, разработал теорию изменения агрегатного состояния и упругости газов. В диссертации «Размышления о причине теплоты и холода» Ломоносов предложил свою теорию теплоты, опровергавшую господствовавшее в то время представление о «тепловой материи». Причиной теплоты ученый считал вращательное движение составляющих тело частиц: чем оно быстрее, тем выше температура тела.

Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения – «ночезрительной трубы», «горизонтоскопа», телескопа. В 1741 году он предложил проект «катоптрико-диоптрического зажигательного инструмента» – своеобразной солнечной печи, позволявшей получать высокую температуру, которую иным способом тогда достигнуть было невозможно.

Волфианская Експериментальная физика. Автор – Х. Вольф, перевод М.В. Ломоносова.

Типография при Императорской Академии наук СПб. 1746.  ©  МАЭ РАН.

Страница 18
М.В. Ломоносов и его время

 

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд