Skip Navigation Links.
Collapse Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Collapse Детство и учеба М.В. ЛомоносоваДетство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
Collapse М.В. Ломоносов и Академия наукМ.В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М.В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
Collapse М.В. Ломоносов и Академия наук  М.В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Collapse Служить отечеству спомоществованием в наукахСлужить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
Collapse О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наукО исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
Collapse О худом состоянии Академии наукО худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Collapse Оного упадку и недостатков происхождение и причиныОного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Collapse Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпусаСпособ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М.В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
Collapse М.В. Ломоносов в памяти потомков М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте

Желательно, чтобы академиками и адъюнктами были «природные россияне», при этом Ломоносов приводит в пример Парижскую академию, где академики – «природные французы». «Честь российского народа требует, – писал Ломоносов, – чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» (82). Пока же нет достаточного числа российских ученых, можно нанимать академиков из других стран, но «со всякою предосторожностию».

Ординарные академики должны раз в полгода докладывать Академическому собранию о своих достижениях в науках, публикуют «свои изобретения» в «Комментариях», а также отдельные книги по своей профессии на русском языке.

Палаты Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки: таблица VIII - восточный фасад здания Кунсткамеры в разрезе. Автор гравюры: Г.А. Качалов. СПб., (гравировано при Императорской Академии наук). 1737.

Бумага, гравюра резцом.  ©  МАЭ РАН.

3 экстраординарных академика, исполняющие те же обязанности, что и академики, производятся в чин капитанов.

12 адъюнктов – члены Академии второго ранга, должны допускаться к чтению лекций в Университете; они получают чин поручика. Ломоносов считал, что в адъюнкты нужно принимать студентов из природных россиян. Адъюнкты должны вникать в ученые дела ординарных академиков, помогать им в делах, «как своему надлежит предводителю», изучать то, что издано по избранной им науке, особенно то, что издается Парижской, Берлинской, «Бононской» и Шведской академиями и Лондонским ученым собранием; изучать сочинения «славных ученых», а также «привыкать к изобретениям, между тем приходить в хорошее знакомство с другими сродными науками в своем классе».

Страница 63
М.В. Ломоносов и Академия наук
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд