Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Башня знаний
Страница 143

Анатомический театр в Амстердаме,

открывшийся в 1691 г.,

в котором долгие годы работал Ф. Рюйш.

На плафоне изображены гербы руководителей гильдии хирургов, в центре купола – большой герб Фредерика Рюйша.

МАЭ РАН.

Амстердама. Анатомический театр стал специфическим явлением XVII в., когда культурная парадигма была выстроена таким образом, что урок анатомии – вскрытие человеческого тела – был выдержан как благородное мероприятие. С одной стороны, публике обещали показать то, что Природа дала каждому, с другой – это демонстрировалось на трупе преступника, «злодея», что служило напоминанием о грехе.

Первое знакомство русских с анатомическим театром состоялось во время Великого посольства Петра I в Голландию в 1698 году в Лейдене. Затем царь слушал там лекции по анатомии, брал уроки у Фредерика Рюйша и сумел оценить новую для русских науку как фундамент хирургии. Поэтому в Москве при создаваемом в 1706 году госпитале по именному указу царя был устроен первый русский анатомический театр, который возглавил приглашённый из Голландии врач Николаас Бидлоо (1670–1735), а Петр I «сам при разъятии мёртвых тел многократно присутствовал» и приобрёл «навык их методически разлагать».

Анатомический театр Академии наук был учреждён в Петербурге в недостроенном здании дворца царицы Прасковьи Фёдоровны и начал функционировать в 1726 году. Для работы в нем был приглашён из Германии профессор Иоганн Георг Дювернуа (1691–1759), приехавший из Тюбингенского университета вместе со своим студентом Иосиасом Вейтбрехтом. Дювернуа вскрывал не только трупы людей, направляемые сюда из Полицмейстерской и Медицинской канцелярий, но и тела умерших редких животных, которые содержались за счет двора: слона, льва, леопарда.

27 июня 1727 года Дювернуа выступил на публичной ассамблее с речью, где он «толковал состояние нынешнее о анатомии человека и животных <…> и чинил описание новых вещей в анатомии слона, который был разобран в сем городе при окончании прошедшего года». Анатомические секции в России не вызывали того повышенного

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд