Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 112

Гравюра Х.А. Вортмана по рисунку Я. Шумахера.

«Профиль галереи и первой залы с куриозными вещми

во втором апартаменте на восток». 1741 г.

СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 12. Л. 28.

Первым документом, свидетельствующим, что все предметы, хранившиеся в Кунсткамере, должны были быть нарисованы, является «доношение» Марии Доротеи Гзель, датированное декабрем 1723 г.: « <…> Е.И.В. всемилостивейше соизволил указать, чрез господина лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста, мне быть при кунст-каморе и оную кунст-камору по классирам водяными красками смалевать». Несомненно, что издание каталога Кунсткамеры, а также рисование на дорогом пергамене хранящихся в музее коллекций имело политические мотивы: достаточно вспомнить, сколько трудов было приложено российскими дипломатами на изменение образа России в Европе и на прославление Петра как просвещенного монарха. Так по инициативе Петра I началось создание «нарисованного музея» – акварельных рисунков, выполненных художниками и учениками Рисовальной палаты Академии с предметов, реально хранившихся в Кунсткамере в первой половине XVIII в.

В ноябре 1727 г., когда еще не все коллекции были собраны вместе, по повелению императрицы Екатерины I была начата работа над созданием каталога Кунсткамеры на русском языке: «Велено Ея императорским величеством кунст-каморы каталогус на российском диалекте напечатать, а самые куриозные вещи выгрыдоровать». До этого каталог велся И.Д. Шумахером на немецком и латинском языках, что было ему вменено в обязанность контрактом 1724 г. Идея издания каталога в 1727 г. не была осуществлена. Но в 1730-е–40-е гг. предметы Кунсткамеры начинают активно зарисовываться один за другим, «по шкафам». Периодически возрождалась и идея издания гравированного каталога с изображением «древних и достопамятных куриозных кусткамерских вещей». Из запроса Ивана Соколова и Григория Качалова от 18 января 1746 г. известно, что граверам требуются

Гравюра И. Соколова по рисунку И.Я. Шумахера.

«Профиль второй залы с куриозными вещьми в первом апартаменте: А. Шкафы с анатомическими вещми господина Рюиша; В. Шкафы, в которых хранятся всякие рыбы, ящерицы и инсекты. 1741 г. СПФ АРАН Р. XII. Оп. 2. Д. 12. Л. 27.

Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд