Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 110

 

C.F. Neickelius. Museographia oder Anleitung zum rechten Begriff und nützlicher Anlegung der Museorum oder Raritäten-Kammern. Leipzig, 1727.

Титульный лист книги.

 

Повидав во время заграничных путешествий достаточно знаменитых коллекций, Петр Великий не мог не обратить внимания на тот факт, что практически все значимые коллекции были каталогизированы, составлены систематические описания экспонатов, сопровождаемые элементами описания, классификации, историей собирания и т.п. Многие экспонаты зарисовывались владельцами коллекций (особенно если ими были ученые натуралисты) или специально приглашенными художниками. Для издания каталогов такие рисунки «переводились» в гравюры, для их печати в типографии на странице каталога. Из того, что несомненно видел Петр, можно назвать, в том числе, каталоги коллекций Фр. Рюйша и А. Себы. Обратим внимание на то, что Рюйш при своей жизни с 1691 по 1728 год издал 14  томов каталогов своего домашнего музея, снабженных замечательными гравюрами. Почти все каталоги публиковали в качестве фронтисписа гравюры с общим видом кабинета или галереи с коллекциями. Подобные издания свидетельствовали о высоком статусе коллекционера и его собрания, нередко становились ценными справочниками для врачей, фармацевтов и ботаников. Составленные самим владельцем, они демонстрировали его эрудицию; написанные другим ученым, они придавали кабинету ореол выдающегося собрания, достойного увековечения.

Уже после кончины Петра Великого в 1727 году в Лейпциге была опубликована книга К.Ф. Нейкелиуса «Музеография или Руководство к правильному пониманию и полезному устройству Музеев или Камер редкостей» [1], в которой, были описаны все известные автору европейские кабинеты, галереи, кунсткамеры и т.п. (в том числе и в Санкт-Петербурге).

Каталоги и нарисованный музей
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд