Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Введение
Музы и науки продвигаются к северу
«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую»
Из Летнего дворца в Кикины палаты
«В посещении музеев труда не жалел»
«Присылают все, достойное внимания и сохранения»
Кунсткамера и Библиотека в новом здании
«А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела...»
«…каталогус на российском диалекте напечатать»
Пожар 5 декабря 1747 г.
Восстановление музейных фондов
«…кроме России, случая найти невозможно»
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Посещение Петром Великим музеев и коллекций в Европе
Знакомство Петра Великого с европейскими учеными
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Учреждение Кунсткамеры с Библиотекой в 1714 г.
Летний дворец и Кикины палаты
Заведение Кунсткамеры. Из подлинных анекдотов о Петре
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Приобретение коллекций в Европе
Приобретение собрания Я. Брюса
Даниил Готлиб Мессершмидт (1685–1735) и Кунсткамера
Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1719-1726)
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Каталоги и нарисованный музей
Каталоги Кунсткамеры, изучение коллекций
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Вторая Камчатская экспедиция
Поездка Ф.-Л. Елачича в Китай
Физические экспедиции 1760-1770-х гг.
Исследования Северо-востока Сибири и Пассифики
Кругосветные путешествия и коллекции Кунсткамеры
Пожар в Кунсткамере в 1747 г.
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Выбор места для строительства здания Кунсткамеры
Архитекторы Кунсткамеры, строительство здания
Башня знаний
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
Коллекции Кунсткамеры
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Роберт Карлович Арескин
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост
Иоганн Даниил Шумахер
Иван Иванович Тауберт
Петр Симон Паллас
Семен Кириллович Котельников
Иван Фомич Буссе
Николай Яковлевич Озерецковский
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Воспоминания и записки иностранцев
«Письмовник» Н.Г. Курганова
Кунсткамера в «Описании Санктпетербурга» А.И. Богданова
Басня И.А. Крылова «Любопытный»
Заключение
Страница 104

 

 

Раздел «De monstris» («О  монстрах») из  каталога: Musei  Imperialis  Petropolitani  vol. I. Pars prima qua continentur res naturales ex regno animali. Typis  Academiae  scientiarum  Petropolitanae. MDCCXLII (Первая часть 1-го тома Петербургского Императорского музея, в которой содержатся произведения природы из царства животных.

Петербургская Академия наук. 1742).

СПФ АРАН. Р. VI. Оп. 2. Д. 235/М.5. Ч. 1. Л. 154 об.–155.

 

С самых древних времен появление на свет уродливого ребенка пугало людей неожиданностью и необъяснимостью. Однако в XVI и XVII вв. воцарилась мода на «монстров» – уродов. Правители коллекционировали их, натуралисты каталогизировали, теологи использовали для религиозной пропаганды. Ученые пытались найти причины их появления. В 1573  году во Франции вышла книга известного врача Амбруаза Паре «О монстрах и диковинках», немного позднее в 1616 году Фортунио Лицети из Италии издал свой труд «О происхождении, природе и разновидностях уродств». В эпоху, когда религиозные чувства были сильны, а уродство воспринималось как выражение гнева Божьего, как предвестник грозных событий, Паре писал о теории «впечатлений», воздействующих на беременную женщину и приводящих к уродству плода. Эту теорию можно назвать рациональной для того времени, поскольку она вела к новой идее: причину возникновения уродств следует искать в природе. В 1651 году английский физиолог Вильям Гарвей начал целенаправленное изучение «монстров». Он определил уродства как отклонения от нормального эмбрионального развития. Для понимания же причин возникновения врожденных пороков наука созрела только к 20-м годам XIX в., когда она подошла к эксперименту. Французский анатом Этьен Жоффруа Сент-Илер известен как первый ученый, получивший уродства экспериментальным путем. Он заклеивал воском скорлупу куриных яиц во время их насиживания. Это препятствовало доступу воздуха к развивающимся зародышам и приводило к возникновению аномалий головного и спинного мозга цыплят. Его сын, президент Парижской Академии наук, Исидор Сент-Илер обобщил и систематизировал все накопленные к тому времени материалы и ввел термин «тератология» – наука об уродствах, который используется и в наши дни.

Стремясь перенять в других странах все, что могло быть полезно для развития науки и культуры в России, для избавления от суеверий и

Тератологическая коллекция Кунсткамеры
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд