Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Страница 33

 

Неизвестный художник.

Сросшиеся туловищами близнецы

с аномалией нижних конечностей.

Бумага. Акварель, тушь, карандаш. 

47,8 х 29,6 см. 1735 г.

СПФ АРАН. P. IX. Оп.  4. Д.  742. Л.  1.

 

шведа, изучавшего древности и позднее ставшего членом шведской Академии наук (он с конца 1735 по май 1736 года жил в Петербурге), в нижнем зале Библиотеки полки были «украшены портретами ученых мужей и хорошей фламандской живописью» [1]. На гравюре в «Палатах Санктпетербургской Академии наук…» в зале второго этажа мы видим два больших глобуса.

Пройдя Библиотеку, попадаем в анатомический театр, расположенный амфитеатром. По четырем секторам полукругом расположены одна над другой скамейки. По свидетельству шведа К.Р. Берка публичные вскрытия проводились редко. Это, нам кажется, отвечало замыслу всего музея: обучать и развивать науки. Поэтому в анатомическом театре проводились вскрытия как инструмент научной деятельности, а не «спектакль» для публики. В зале анатомического театра в 12 шкафах стояли препараты, полученные в ходе этих самых вскрытий. За анатомическим театром были отгорожены три «каморки», в которых работали прозекторы и их помощники, тут же находились медицинские инструменты.

Залы Кунсткамеры имели анфиладное построение, поэтому из анатомического театра можно было свободно пройти в другой зал, в котором хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. Шкафы, которые располагались вдоль стен, вмещали препараты отдельных органов человека: кожа, мускулы, мозг и т.д. Но, как справедливо заметил А.Э. Серебряков, если у самого Рюйша в его «Tesaurus» экспонаты одного и того же рода были рассыпаны по разным шкафам, в петербургской Кунсткамере «все препараты одного рода группировались в одном или двух шкафах: например: de cute (о коже) в шкафах 1 и 2; de myologia (о мышцах) – шкаф 3; de cerebro (о мозге) – шкафы 4 и 5…» [2]. Анатомическая коллекция неизменно привлекала и привлекает по сей день самое пристальное внимание посетителей музея.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд