Skip Navigation Links.
Collapse Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея Кунсткамера (1714-1836): К 300-летию первого академического музея
Collapse Петербургская Кунсткамера – универсальный  научный музей XVIII в.Петербургская Кунсткамера – универсальный научный музей XVIII в.
Экскурсия по музею первой половины XVIII в.
Collapse Путешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образованияПутешествия Петра Великого в Европу и подготовка реформ начала XVIII в. в сфере науки и образования
Collapse Основание Кунсткамеры. 1714 г.Основание Кунсткамеры. 1714 г.
Collapse Коллекции КунсткамерыКоллекции Кунсткамеры
Collapse Кунсткамера в структуре Академии наукКунсткамера в структуре Академии наук
Collapse Академические экспедиции и формирование научных коллекций КунсткамерыАкадемические экспедиции и формирование научных коллекций Кунсткамеры
Collapse Здание КунсткамерыЗдание Кунсткамеры
Collapse Экспонирование коллекцийЭкспонирование коллекций
Collapse Директора КунсткамерыДиректора Кунсткамеры
Collapse Описания КунсткамерыОписания Кунсткамеры
Тератологическая коллекция Кунсткамеры
Страница 106

Неизвестный художник.

Живой «монстр» Фома.

Бумага. Акварель, тушь. 24,2 х 11,5 см.

Не позднее 1735 г.

В правом верхнем углу чернилами: «575».

На обороте в левом верхнем углу

чернилами: «4–6».

СПФ АРАН. P. IX. Оп. 4. Д. 575. Л. 1.

когда ушибется или больна будет и прочее». Чтобы стимулировать сбор редкостей, в указе от 11 июня 1718 года говорилось о вознаграждении за все доставляемое.

В соответствии с Указом, как мертвые, так и живые уроды регулярно доставлялись в Кунсткамеру. В «Материалах для истории Императорской Академии наук» в документах 1722 года упоминаются 3  живых «монстра»: Яков Васильев из Казани, Фома Игнатьев из Иркутской области и Степан. По-видимому, при жизни эти молодые люди с различными аномалиями строения не должны были служить только для удовлетворения любопытства публики. Они проживали вместе с обслуживающим персоналом и охранниками Кунсткамеры, носили обычную солдатскую форму и исполняли посильную работу.

Наиболее известен из них Фома Игнатьев, прибывший в Петербург в 1720 году и служивший истопником. Ростом он был всего 126 см, а на руках и ногах имел по два «мунструозных» пальца, похожих на клешни рака, что не мешало ему подбирать деньги, если публика ему их бросала. Петр I, приходя в Кунсткамеру, всегда здоровался с Фомой за руку.

После смерти тело Фомы вскрыли и его кожа послужила для изготовления чучела этого карлика. До наших дней экспонат не сохранился.

Тератологическая коллекция Кунсткамеры уникальна по своему составу и полноте собрания, поскольку отражает совокупность аномалий, характерную для XVIII в. Академик П.А. Загорский, руководивший Анатомическим кабинетом Академии наук в 1837–1842 годах, после разделения Кунсткамеры на ряд самостоятельных учреждений, писал: «Анатомия монстров кроме того, что ей не следует отказывать в пользе при разрешении научных физиологических гипотез, имеет сверх того свои привлекательные особенности: она часто ведет к открытию редких явлений, что приводит наш ум в удивление и восхищение. И наоборот, привычные и знакомые нам объекты далеки подчас от того, чтобы стимулировать наше внимание».

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд